Особенности применения метода взрыва

Еще одно важное условие педагогически обоснованного применения метода – анализ расстановки сил

Еще одно важное условие педагогически обоснованного применения метода – анализ расстановки сил. Мы уже говорили о том, что метод взрыва не имеет ничего общего со скандалом, происшедшим из-за невыдержавших нервов. Любой метод воспитательного действия, а метод взрыва тем более – это заранее продуманное, не допускающее аффекта действие. В основе его применения должны лежать знания и расчет. Вот почему особенно важно оценить, что может вам помочь, а что и кто может противостоять.

Пример распространенной ситуации

…Взрослеющий сын стал замкнутым, раздражительным. Ничего ему не скажи. Все делает, как не надо. На любой вопрос – «Не ваше дело!», «Куда хочу, туда и иду», «Отстаньте!». Конечно, по такой схеме еще нельзя судить, кто виноват и как лучше изменить положение. Самим родителям нужно внимательно приглядеться: а нет ли в случившемся и их вины, не оттолкнули ли они чем-то сына? Различные могут оказаться причины, как и способы педагогического воздействия. Но вот в одной из сложившихся ситуаций родители убедились, что иначе, чем «взрывом» положение не изменишь. И родители – поставили вопрос ребром. Сын – взрослый человек, имеющий право решать. И следовательно, одно из двух – или он не просто присутствует в доме, а становится настоящим членом семьи, или пусть живет отдельно.

Схема такого разговора понятна, и я не буду ее пересказывать; такой разговор провести не очень трудно. Трудно другое – осознать его необходимость и решиться на него. Для этого нужно быть бесповоротно уверенным, что ничто другое не поможет. Но для этого нужно представить, и как поведет себя юноша, какие у него намерения и стремления. У него есть друзья, знакомые, которые его поддерживают или осуждают. Как они отнесутся к тому, что произойдет? Поддержат ли вас или будут на его стороне? Зная об этом, родители могут на одни влияния опираться, другие стараться нейтрализовать, против третьих бороться.



Возврат к списку